Портрет девушки в огне
Портрет девушки в огне

6 февраля на украинские экраны выходит один из самых изысканных фильмов 2019 года – «Портрет девушки в огне» Селин Сьяммы. Это кино, вобравшее в себя французское чувство стиля, женскую чувственность и страстную молодость. Фильм, вызывающий одновременно эмоциональный накал и интеллектуальный восторг.

То, что эта картина высокого полёта, подтверждено не только высокими оценками критики, но и двумя призами Каннского кинофестиваля: за сценарий и «квир-пальма» (вручающаяся фильмам на квир и ЛГБТ-тематику).

Второе дно в этой ленте начинается уже с самого названия, которое переводится с оригинала и как «Портрет девушки в огне», и как «Портрет девушки в ярости». Огненная стихия, проходя через весь фильм, отображается и прямом и в метафоричном (накал чувств) смысле.

Сюжет картины разворачивается в 1760-е годы. На небольшой остров в Бретани приезжает молодая художница по имени Марианна. Она должна написать портрет живущей там девушки Элоиз, которую готовят к замужеству. По устоям ей строгой матери, перед тем, как отправиться на венчание к своему итальянскому жениху, Элоиз должна отправить ему в Милан свой портрет. При этом мнение самой Элоиз об этом браке никто не спрашивал, да и своего будущего супруга она ни разу не видела.

Свой протест девушка против того, что её мнение никто не спрашивает, она выражает тем, что отказывалась позировать предыдущему художнику, приехавшему для написания портрета. Теперь же Марианне предстоит написать портрет Элоиз в тайне от неё самой. Для этого художница прогуливается со строптивой жительницей острова, пытаясь максимально отчётливо запомнить её черты лица. Постепенно общение девушек перерастает в неудержимую страсть.

Эта лента очаровывает, прежде всего, своим визуальным рядом. Практически каждый кадр здесь, как музейное полотно ХVIII века, которое оживает на глазах. Этот эффект усиливается за счёт эффектно тонированных кадров, безупречно воспроизведённого быта и костюмов того времени, а также мастерски выстроенного освещения. Многие сцены сняты исключительно при свечах или костре, отчего трепет пламени дополняет картинку дополнительной эмоцией.

«Портрет девушки в огне» — элегантная вариация на тему античного мифа о поэте Орфее и его возлюбленной Эвредике. Героини фильма предлагают новое прочтение этого сюжета и по-своему проживают его на экране. «Орфей сознательно обернулся посмотреть на Эвредику, зная, что после этого он никогда больше её не увидит. Так он выбрал путь не любовника, а поэта, чтобы жить не с самой возлюбленной, а с воспоминанием о ней», — отмечает одна из главных героинь ленты, заставляя многих зрителей пересмотреть свои представления об этом мифе.

Портрет девушки в огне
Портрет девушки в огне

Но плоть и кровь этой картины – не интеллектуальные подтексты, а непреодолимая страсть. Её стихия разверзается ливнем мурашек по коже и заставляет каждого зрителя вспомнить свою самую щемящую историю любви. Возможно, именно невозможность отношений делает их ещё более прекрасными.

Главную роль в картине исполнила Адель Энель, которая к тридцати годам закрепилась в статусе одной из главных актрис современного французского кино. Не размениваясь на легковесное кино для широкого зрителя, она снималась у выдающихся режиссёров – братьев Дарденн, Андре Тешине, Бертрана Борнелло и других. Таким образом Адель Энель стала завсегдатаем авторитетных кинофестивалей, где ленты с её участием регулярно получают престижные награды.

С 2014 года она встречается с режиссёром Селин Сьяммой. Так что история однополой любви, описанная в «Портрете девушки в огне», наверняка родилась из их отношений.

Адель Энель и Селин Сьямма
Адель Энель и Селин Сьямма

Этот фильм словно застыл в полушаге от статуса «выдающийся» или даже «гениального». Снобистское замечание о том, что «фильм не дотягивает» возникает отчасти потому, что он во многом перекликается с недавними шедеврами.

Например, сексуальные сцены в исполнении двух юных дам здесь гораздо скромнее (и даже скучнее), чем в скандальной «Жизни Адели» (2013). Кульминационный крупный план главной героини, рыдающей на почве невозможной любви, слишком сильно перекликается с очень похожей сценой в ещё более свежем шедевре «Зови меня своим именем» (2017). А деликатные прогулки двух любовниц из «Портрета девушки в огне», в ходе которых между ними зарождается химия, сильно напоминает похожие проходки в «Любовном настроении» (2000).

Переклички с этими и многими другими фильмами в «Портрете…» слишком явны, чтобы не обратить на них внимания. Но, вместе с тем, они не портят впечатление от просмотра и уж точно не заставляют допустить мысль о цитировании или заимствованиях.

Портрет девушки в огне
Портрет девушки в огне