Дмитро Сухолиткий-Собчук
Дмитро Сухолиткий-Собчук

In 2018, Weightlifter by Dmytro Sukholytkyy-Sobchuk won the Short Grand Prix of Warsaw Film Festival and several other prestigious awards. This success contributed to the director’s current active work on his debut feature film Pamfir. The project was selected for Cinéfondation Résidence of Festival de Cannes.

Pamfir tells the story of a man from Western Ukraine. He wants to be a decent family man, but challenged by the circumstances he is forced to give up honest breadwinning to help his family. In an exclusive interview, Dmytro Sukholytkyy-Sobchuk talks about his new film.

Pamfir – what is the meaning of the word?

This is a nickname of a leading character. He got it as a result of certain life changes. Having watched the film, the audience will know why the character was nicknamed this way, and now I can tell that the word holds the essence of the protagonist’s principles.

"Памфір"
“Памфір”

Pamfir

The plot of Pamfir is set in the midst of Malanka – one of the most vivid Ukrainian carnivals. How this celebration is integrated into the main storyline of the film?   

The story unfolds during the active preparation to the holiday. The celebration itself is a culmination of the film, and among the most spectacular episodes are those of the carnival. The main characters prepare carefully for this holiday. The event creates a certain identity. Malanka emphasizes the fact that in the region where the story takes place, several different worlds collided.

What are the shooting locations?

The border areas in Chernivtsi Oblast and Ivano-Frankivsk Oblast. These are the territories where there are still a lot of villages with authentic local dialect. There, you can find eye-catching buildings, streets and yards, as well as picturesque landscapes which perfectly match the story. The way of thinking of locals is also very important. This is rather reserved and secluded community, and I use this atmosphere in the film.

"Памфір"
“Памфір”

Pamfir

How many times did you rewrite the script of Pamfir?

Not too many times – just thrice. I wrote the first draft back in 2016 in TorinoFilmLab script laboratory. Back then, in various international foundations this project was estimated as a very ambitious one, and I didn’t have a short film to prove my capacity to make such a major film. That’s why I took a break to shoot the Weightlifter. It took me over two years to make this film.

I wrote the second draft of Pamfir after Ukraine got the visa-free regime with European countries. That was quite a challenge as in the first draft Pamfir’s motivation was to get the visas for his family, and now visas were not necessary. On the other hand, I didn’t want to shift the story into the past, I wanted to set it here and now, so I had to find a new motivation for the main character.

With the second draft, I applied for several pitches and was invited to join the Cinéfondation Résidence of Festival de Cannes. Also, the Ukrainian Cultural Foundation supported the project on development stage. With this financial support, we staged many episodes and organized the read-through of the script. After that, it was clear which episodes need revision. That’s how the third draft appeared.

"Памфір"
“Памфір”

Pamfir

Which countries participate in coproduction of Pamfir?

So far, a Polish company Madants confirmed its participation. The producer is Klaudia Śmieja. Recently, she worked as a producer for Agnieszka Holland and Claire Denis. During the Festival de Cannes, the coproduction contract was signed with the producer Oleksandra Kostina from Bosonfilm. After Cinéfondation Résidence, the film got an opportunity to engage a French producer, and one more country will possibly join the project. The negotiations are currently held.

On the cover photo of Pamfir project, there is a frontier guard. Judging by your previous films, such details usually have underlying connotations and deeper meanings. Perhaps, the main character not only works on the frontier between two countries but is also on the edge of breaking points and moral conflicts? 

Each detail in each of my films has additional meanings and messages. Pamfir and his whole family are between the two worlds, but the main character is not a frontier guard.

I made a couple of films in frontier territories and communicated a lot with the locals. I noticed that these people have a special non-linear logic. Perhaps, this unique way of thinking developed because they constantly had to invent ingenious plans to survive.

"Памфір"
“Памфір”

Pamfir

Your previous film Weightlifter resembled an ancient myth where all the events are analyzed from the distance, in a cold-blooded way. Several years ago, you also made a spectacular documentary Krasna Malanka where the audience was engaged into the carnival unfolding on screen. How Pamfir will interact with the audience?      

In the Weightlifter, the task was to create a monumental main character. To make him cold, detached and tough… As for Krasna Malanka, it is more difficult for me to talk about this film because I was working on it for four years. All the while, I was changing and my approach to this carnival was changing too.

Pamfir will not resemble any of my previous films. In each of my films I develop visual and plot decisions to highlight the peculiarities of the main character. In this film, the audience will follow the main character. I can tell for sure that this film will show the fondness of family relations, but the main character will reveal a certain weakness.

Дмитро Сухолиткий-Собчук
Дмитро Сухолиткий-Собчук

В прошлом году фильм Дмитрия Сухолиткого-Собчука «Штангист» победил в короткометражном конкурсе кинофестиваля класса «А» в Варшаве, а также собрал ряд других престижных призов. Этот успех поспособствовал тому, что сейчас режиссёр активно работает над своим полнометражным игровым дебютом «Памфир». Проект этой ленты отобрали в программу Cinefondation Residence Каннского кинофестиваля.

«Памфир» рассказывает о жителе западной Украины, который хочет быть хорошим семьянином. Но судьба даёт ему испытание, в результате которого он должен свернуть с праведного пути во имя своей семьи. О том, чего ждать от этого фильма в эксклюзивном интервью CutInsight рассказывает Сухолиткий-Собчук.

«Памфир» — что означает это слово?

Это кличка главного героя фильма, которую он получил в результате определённых жизненных коллизий. Почему именно так его стали называть – зритель узнает из самого фильма. На данный момент могу сказать лишь о том, что это слово достаточно внятно отображает жизненные принципы протагониста.

"Памфір"
«Памфір»

В описании «Памфира» говорится, что его сюжет разворачивается на фоне одного из самых ярких карнавалов Украины, праздника Маланки. Как это торжество перекликается с историей, которая рассказывается в фильме?

Сюжет картины будет разворачиваться как раз во время интенсивной подготовки к празднику. Само празднование Маланки занимает финальное место в сюжете картины. Эпизоды этого карнавала – одни из самых зрелищных в фильме. Главные герои серьёзно готовятся к этому празднику. Этот праздник формирует определённую идентификацию. Маланка подчеркивает, что в регионе, где разворачивается сюжет, сталкиваются разные миры.

Где будут проходить съёмки фильма?

В приграничных территориях Черновицкой и Ивано-Франковской областей. Именно там находится много сёл, в которых сохранился аутентичный диалект. Там можно найти фактурные здания, улицы и дворы, а также колоритные пейзажи, которые идеально подходят для этой истории. Также важна ментальность местных жителей. Это достаточно герметичный социум, который отличается своей закрытостью. Я вплетаю эту атмосферу в фильм.

"Памфір"
«Памфір»

Сколько раз пришлось переписывать сценарий «Памфира»?

Относительно немного – всего три. Первый вариант сценария я написал ещё в 2016 году в рамках сценарной лаборатории Torino Film Lab. На тот момент в разных международных фондах мне говорили, что это очень амбициозный проект, но у меня нет короткометражного фильма, который бы мог доказать, что я могу создать настолько большое кино. Поэтому тогда я взял паузу в работе над «Памфиром» и снял «Штангиста». Создание последнего заняло больше двух лет.

Второй вариант «Памфира» я написал уже после того, как Украина получила «безвиз». Потому что мотивация главного героя в первом драфте была связана с оформлением визы для семьи Памфира. Ведь мне было важно, чтобы история разворачивалась здесь и сейчас. Именно с этой версией сценария я подавался на разные питчинги. Именно с ней меня и пригласили в программу Cinefondation Residence Каннского кинофестиваля. Ранее девелопмент проекта поддержал Украинский культурный фонд, благодаря которому мы смоделировали многие сцены будущего фильма, и сделали читку сценария . После этого стало ясно, какие  сцены необходимо подправить. Так появилась третья версия сценария.

"Памфір"
«Памфір»

В копродукции с какими странами будет создаваться «Памфир»?

На данный момент свое участие подтвердила польская кинокомпания MADANTS, продюсер Клаудия Смея. За последний год она продюсировала фильмы Агнешки Холланд и Клер Дени. Во время Каннского фестиваля было подписано соответствующее соглашение о совместном производстве с компанией BOSONFILM Александра Костина. А после работы в  Cinefondation Residence у фильма появился возможность привлечь французского продюсера. Возможно, к проекту присоединится ещё одна страна. Сейчас идут переговоры.

На сайте «Памфира» заглавное фото показывает сотрудника пограничной службы. Судя по твоим предыдущим фильмам, подобные месседжи ты обычно не оставляешь без подтекстов и скрытых значений. Герой ленты, очевидно, будет не просто служить на границе двух стран, но и находиться на грани экстремальных состояний и моральных коллизий?

Каждая деталь в каждом моём фильме имеет дополнительную смысловую нагрузку. И сам Памфир, и вся его семья в фильме находятся как бы меж двух миров. Но главный герой фильма не пограничник.

Пару своих фильмов я снимал на приграничных территориях. Много общался с местными. И я заметил, что эти люди отличаются какой-то нелинейной логикой. Наверное, такой феномен в их мышлении сформировался в результате того, что им постоянно приходилось выдумывать хитроумные схемы, чтобы выжить.

"Памфір"
«Памфір»

Твой предыдущий фильм «Штангист» напоминал древнегреческий миф, в котором все события показываются отстранённо, холодно и аналитически. А несколько лет назад ты выпустил зрелищную документальную работу «Красная Маланка», в которой зритель становился одним из участников карнавала, который разворачивался на экране. А как будет взаимодействовать со зрителем «Памфир»?

В «Штангисте» была поставлена задача создать ощущение статичности главного героя. Сделать его таким холодным, отстранённым, металлическим… Про «Красную Маланку» говорить труднее, потому что это кино я создавал в течение четырёх лет. Всё это время я менялся. Соответственно, и моя точка зрения на этот праздник тоже менялась.

«Памфир» не будет похож ни на один мой фильм. В каждой своей картине я выстраиваю визуальные и драматургические решения в соответствии с тем, в чём особенность главного героя. Зритель в этой ленте будет следовать за протагонистом. Могу сказать точно, что эта лента покажет тепло семейных отношений, но при этом в главном герое можно будет заметить некий надлом.