Ахтем Сеітаблаєв
Ахтем Сеітаблаєв

Ахтем Сеитаблаев — наверное, одна из самых ярких фигур современного украинского кино. Режиссер фильмов «Киборги», «Чужая молитва», «Хайтарма», Ахтем не только успевает снимать важные для Украины фильмы, но и сниматься в не менее выдающихся.

19 марта на экраны выйдет спортивная драма «Пульс», основанная на реальной истории украинской спортсменки Оксаны Ботурчук, завоевавшей ряд медалей на Паралимпийских играх. В начале своей спортивной карьеры она демонстрировала высокие результаты. Однако в результате страшной автомобильной аварии девушка получила тяжелые травмы и почти потеряла зрение. Казалось, что это поставит крест на ее будущем. Однако она не опустила руки и уверенно направилась к своей мечте. Одну из ключевых ролей — честного и одаренного врача — в картине сыграл Ахтем Сеитаблаев.

Ахтем, это же ваша не первая, и даже не вторая роль врача в кино?

(Смеется — ред.) Да, вы совершенно правы. Пожалуй, я был первым, кто посмеялся по этому поводу. Так случилось, что в детстве, когда я учился в третьем или четвертом классе, я мечтал стать врачом. У меня была любимая тетушка, и когда она болела, то я обещал, что стану врачом и буду её лечить.

Врачом я не стал, а стал артистом. Поэтому моя мечта осуществляется именно таким образом. Вообще мне нравится играть врача. Это очень ответственно, нужно быть убедительным. И я всегда волнуюсь, потому что врачи это особая такая каста. Они, с одной стороны, довольно такие серьезные люди. А с другой – в их профессии много юмора. На территории нашего сценария, на территории роли, которую я буду играть, юмора не много. Но то, что нужно как актеру и персонажу быть убедительным в этой роли — это стопроцентно. Будем пытаться.

Пульс
Пульс

А чем эта роль отличается от предыдущих?

Ну, во-первых, это вообще совсем другая история. История девушки, история победы. Говорят, что короля играет свита. Так вот в этом случае надо сделать, чтобы все персонажи стали теми обстоятельствами, которые Оксана должна преодолеть. Ну, по крайней мере я так накрутил. Мой герой видит анамнез и понимает, что лечение почти невозможно. И хотя, он сочувствует, врач осознает: надо говорить правду, не обманывать, что все будет хорошо. Потому что врачи часто так говорят, пытаясь поддержать. Здесь надо чтобы человек понимал, какой непростой путь ожидает ее. Это лучше и для героини, и для раскрытия роли врача. Мне кажется, тем самым мой персонаж и отличается от предыдущих героев, которых я играл.

В «Центральной больнице» больше внимания уделяют не профессиональной деятельности – хотя там тоже хватало этого – а развитию взаимоотношений между моим персонажем и персонажем, которого играла моя коллега Ольга Гришина. В «Военном госпитале» или в «Линии жизни» мой герой является отражением происходящего вокруг. Майдан 2014-го, начало российско-украинской войны. Здесь немножко другая история. История победы человека над своими страхами, над своей болью, над невозможностью достичь своей мечты.

Из ваших слов ясно, что роль врача очень важна в сюжете «Пульса». Но при этом она эпизодическая?

Играть небольшую роль – я имею в виду с точки зрения присутствия в кадре – это немного сложнее, чем играть главную роль. При всем уважении. Когда играешь главную роль, то у тебя есть определенное время, за которое твой персонаж развивается во времени и пространстве. В случае с «Пульс» надо за короткое время сделать роль такой, чтобы она запомнилась, чтобы она была убедительной. Чтобы она не была просто выполнением функции, когда какой-то актер просто говорит текст на камеру.

Продюсером фильма выступил Егор Олесов, с которым вы работали над исторической драмой «Захар Беркут». Это он пригласил вас присоединиться к проекту?

Мы сотрудничаем уже два года, где-то с начала подготовительного процесса «Захара Беркута». И да, это Егор мне позвонил, предложил эту роль.

Что вас убедило согласиться?

Меня очень зацепила эта история. К тому же, почти восемьдесят процентов команды я знаю: это Юра Король, оператор-постановщик, и бригада осветителей, и художники по гриму, и художник-постановщик. Так что, во-первых, это история. Во-вторых, это команда. И, в-третьих, мне захотелось сделать что-то новое на территории одной и той же профессии в кадре.

Для режиссера Сергея Чеботаренко этот фильм дебютный. Вы, наоборот, опытный постановщик. Возможно, существует соблазн что-то менять в кадре, делать с собственным видением?

Такой соблазн есть постоянно. Ну, там, что-то подсказать, если что (улыбается — ред.). Но я этого никогда не делаю. В крайнем случае, если режиссер сам спросит. Но все режиссеры, с которыми я работаю, как актер, знают, — я очень послушный актер, не лезу, куда не надо. Возможно, потому что сам режиссер и понимаю, как много задач перед ним стоит. И лезть просто поговорить, утвердить свой статус, у тебя за плечами много фильмов – неконструктивный путь.

Пульс
Пульс

Тем более, когда работаешь актером, если изначально доверился этой истории, этому режиссеру, этой команде – это твоя главная задача выполнить полностью то, что стремится и хочет от тебя режиссер. Потому что это не подвиг, это профессиональный долг.

Все ваши фильмы — «Хайтарма», «Киборги», «Захар Беркут», «Чужая молитва» — можно определить как героическое кино. И даже «Пульс», в котором вы не режиссер, а актер, также фильм о герое. Почему вы выбираете такое кино?

Видимо потому, что я так себя сейчас чувствую. Чувствую свое соучастие с тем, что происходит вокруг. Рассказывая и современные истории, такие как «Киборги», и старые, как «Хайтарма», или легендарные истории о древности, как «Захар Беркут» — это же попытки в конце концов разговаривать о настоящем.

Мы предлагаем зрителю историю о герое, который оказался в сверхтяжелых условиях. И именно в таких условиях – и это не секрет, об этом говорит вся мировая драматургия – персонаж раскрывается максимально объёмно. И за таким человеком интересно наблюдать. Иногда зритель отождествляет себя с героем, иногда – восхищается. И главное, хотя я убежден, что любая лента не может в корне изменить чьё-то мировоззрение, но поговорить на очень серьезные темы, вызвать эмпатию, пригласить зрителя к содержательной беседе – да.

Пульс
Пульс

Почему «Пульс» должен заинтересовать зрителей?

Обычно их заинтересует эта генеральная линия победы человека над собой. Она будет динамическая, яркая, с саспенсом, с волнением зрителя за то, победит или не победит Оксана свою болезнь и конкурентов на соревнованиях. Победа человека над собой это всегда актуально. Человек все свое существование сталкивается с такой проблематикой. Поэтому поверьте мне, это будет очень классная история.

 

Автор: Дарья Жаковская