10 фильмов, повлиявших на жизнь и творчество Виктора Андриенко

Для многих своих киноработ Виктор Андриенко черпал вдохновение в классических лентах. «Фильмов, которые на меня повлияли – огромное множество. Каждая упомянутая здесь картина сопряжена с какой-то историей из жизни или перетекает в какую-то ещё ленту. Все они в плотной связке», – отметил Виктор Андриенко.

«Остров сокровищ» (1971) Евгений Фридман

Классе в пятом или шестом я был в Ялте. Как раз тогда там проходили съёмки «Острова сокровищ» Евгения Фридмана. Я наблюдал, как пираты ездили на «бобике» на съёмку. Как на фоне декорации таверны работали каскадёры и актёры… Всё это меня просто поразило.

Вскоре после этого мне в руки попали «Приключения Бена Ганна» (продолжение «Острова сокровищ»). Данный роман у нас не публиковался, а издавался частями в журнале «Вокруг света». Я собрал все его фрагменты и сшил собственную книгу, для которой самостоятельно сделал обложку. Спустя годы, когда мы уже работали над собственным «Островом сокровищ» (1988) Давида Черкасского, я подарил ему эту рукотворную книгу. И Давид Янович сказал, что взял из неё многие тексты и сюжеты для нашего будущего нашумевшего шедевра.

Работая над новым проектом Черкасского «Безумные макароны» он показал нам фильм Роберта Земекиса «Кто подставил кролика Роджера», а также сюжет о том, как создавалась эта лента. В картине, над которой мы тогда работали, был тот же смелый эксперимент с совмещением реальных актёров и мультяшного мира.

Позже я узнал, что Земекис шесть лет проработал аниматором на студии Disney. Вот откуда у него и возникла идея этого фильма. Вообще, за что бы ни брался Земекис – всё у него получается на высочайшем уровне.

 

«Гений дзюдо» (1965) Сэйитиро Утикава

Я не мог пропустить эту ленту в юности, ведь тогда по дзюдо у меня было первое место в городе среди юниоров. Позже я узнал, что сценаристом и продюсером этого фильма был Акира Куросава – режиссёр моих любимых в те годы картин «Семь самураев» и «Расёмон». Сам Куросава говорил, что он – потомок самураев и, снимая фильмы, он, таким образом, приносит свои извинения предкам за то, что сам не стал самураем. Также в этих фильмах я впервые увидел Тосиро Мифунэ – одного из моих любимых актёров.

Со временем я посмотрел фильм «Под стук трамвайных колёс» – первую цветную работу Куросавы. К сожалению, до нашего зрителя она тогда дошла в ч/б, а также в сокращённом варианте. А режиссёр в этой картине очень скрупулёзно проработал цветовую гамму, и каждому персонажу отвёл свой колорит.

Нечто подобное произошло и с фильмом Абрама Народицкого и Николая Рашеева «Бумбараш» (1972). О том, что этот фильм цветной, я узнал спустя много лет после его просмотра, когда делал передачу про художника-постановщика ленты Романа Адамовича. Он мне рассказал, что каждый эпизод фильма прорабатывался в своей цветовой гамме, согласно характеру данного эпизода. Из-за этого случались и казусы. Например сцену встречи Бумбарша и Комисара нужно было снимать с зелёной травой, но на тот момент уже наступила осень. Поэтому они покрасили траву, а после съёмок на это поле пришли коровы. Вот удивление было у доярок, когда коровы вернулись с зелёным выменем.

 

«Гамлет» (1964) и «Король Лир» (1970) Григорий Козинцев

Эти два фильма для меня лично являются единым целым. Когда я был школьником, то они меня впечатлили настолько, что я стал активно читать Шекспира. Лет через 20 после этого мне посчастливилось взять интервью у Регимантаса Адомайтиса, который сыграл Эдмунда в «Короле Лире». Как он мне тогда лично рассказал, в своей постановке Козинцев сместил акценты и сделал главным персонажем именно Эдмунда. Это не негативный герой, а положительный. У него революционные взгляды – он пытается изменить мир методами той эпохи Средневековья: убивая, предавая, устраивая заговоры… Так он борется за будущее.

 

«Полёты во сне и наяву» (1982) Роман Балаян

Вы знаете, так много узнаёшь от общения с великими… Когда я делал передачу об Олеге Янковском, то он мне рассказал, что совершенно случайно получил главную роль в этой картине. Ведь он принципиально не снимался на киностудии Довженко. Почему – он не объяснял. Но произошёл эпизод, который всё изменил.

Когда Олег Иванович ехал на съёмки фильма Игоря Масленникова «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей», то Янковский сказал Никите Михалкову: «Тут какой-то Балаян предлагает мне сняться на киностудии Довженко». На что Михалков сказал: «Ты что Олег! Сниматься нужно только у двух человек: у меня и у Балаяна!».

А потом Янковский узнал, что изначально Балаян предлагал эту роль Михалкову. Но вскоре после этого Роман Гургенович увидел Олега Янковского в фильме «Мы нижеподписавшиеся», где его герой режет лимон тупым ножом. И сразу после этого пригласил его в свою ленту.

После съёмок этого интервью в знак уважения к Мастеру, я подарил Олегу Ивановичу девять частей «Полётов во сне и наяву» на плёнке. Он в знак благодарности спросил, чем может помочь, и я ответил: «В передаче о вас, хотелось бы поставить эпизод из ленты Андрея Тарковского «Ностальгия», в которой Вы снимались. Помогите найти этот фильм».

Олег Иванович передал кассету с авторской копией фильма самого Тарковского, и сказал: «Это память о моем друге. Если через три дня вы мне её не вернёте лично – то это будет личным для меня оскорблением».

На этой кассете был не только фильм «Ностальгия», но и последнее интервью Андрея Тарковского для итальянского телевидения. Кассету я, конечно, передал вовремя, а моя передача, к сожалению, не сохранилась.

Позже Роман Гургенович Балаян, к моему удивлению, попросил провести его юбилей в киевском «Жовтневом палаце». Тогда я получил от него установку говорить со сцены на суржике. Я был против: «Давайте или на украинском, или на русском», предложил ему. Роман Гургенович сказал: «Нет! Пойми. В зале – националисты. На сцене – шовинисты. А между ними – Андриенко и Балаян. Всем должно быть понятно, что ты говоришь».

После этого концерта мне принципиально не дали звание «Заслуженный артист», сказав «Хай Андрієнко вивче українську мову, а потім просе звання!». На це я відповів, що українську мову знаю краще ніж такі Народні артисти України, як Басков та Кіркоров!

 

«Солярис» (1972) Андрей Тарковский

Экранизацию «Соляриса» я впервые услышал по радио, а потом посмотрел в формате телетеатра. Затем прочитал роман Станислава Лема. А уже после этого увидел фильм Тарковского. И не спрашивайте, сколько раз я его пересматривал… Также я много раз пересмотрел «Андрея Рублёва» и другие фильмы Тарковского. Только вот, «Зеркало» смотрел один раз – не моё это кино. А «Сталкера» мой сын назвал «гениальным фильмом всех времён и народов».

В юности также я с удовольствием смотрел комедии Леонида Гайдая и Георгия Данелии. При этом принципиально не ходил на примитивное кино и советский мейнстрим.

«Брильянтовую руку» и «Кавказскую пленницу» я посмотрел позже, а первой картиной Леонида Гайдая для меня стала «Деловые люди» (1962). Впервые я её посмотрел, сидя на дереве над летним кинотеатром парка железнодорожников. Помню, где и когда смотрел каждый из своих любимых фильмов.

 

«Совершенно секретно!» (1984) Джим Абрахамс, Дэвид Цукер и Джерри Цукер

В связи с проблемами телевизора в старой квартире Ильи Ноябрёва я впервые посмотрел этот фильм без звука. Но, несмотря на это, падал с кресла от смеха. Что уж говорить, когда посмотрел его со звуком… Я тогда понял, что в основном текст в кино – вторичен. Главное – это точная визуализация. Я принимаю все фильмы братьев Цукеров.

Людям нужен позитив! А отрицания вокруг и так хватает – для этого достаточно просто включить телевизор или зайти в Интернет.
https://www.youtube.com/watch?v=5rfrtmot9ao

 

«Большая прогулка» (1966) Жерар Ури

Этот фильм я помню наизусть. Сколько раз я его пересматривал – не спрашивайте. Луи де Фюнес – это что-то невероятное. Как-то мне довелось сыграть его в «Большой разнице». И это была, я считаю, такая наглость… Также де Фюнес прочитывается в моём Шерлоке Холмсе из «Шоу довгоносиков».

Я обожаю все фильмы с дедушкой Фю Фю, как его называют во Франции. Так же, как и все работы Чарли Чаплина и Игоря Ильинского. Сложнее всего в кино и театре – это создать смешное. Заставить людей плакать – проще.

Как-то раз мы с Валерой Чигляевым, будучи на гастролях в Полтаве, натолкнулись на один из местных кинотеатров, в котором вновь показывали «Фантомаса» с де Фюнесом. Конечно, мы сразу же побежали покупать билеты, и в кассе нам предложили сеанс на 9 утра. И когда мы попросили сеанс попозже, то кассир так загадочно отвёл глаза и сказал: «Берите на 9 утра. В 12 часов показа не будет…» – «Почему?!» – «Ну… не будет…» – и снова кассир как-то загадочно отводит глаза. А когда мы вышли с показа, то объявили об очередной смерти генерального секретаря, на этот раз Черненко. И все увеселительные мероприятия отменили в связи с трауром. Из-за этого мы в очередной раз потеряли зарплаты. Это был последний раз, когда я смотрел «Фантомаса» в кинотеатре.

 

«Время вперёд!» (1965) Михаил Швейцер

Это один из моих любимых фильмов. Но вообще я обожаю все картины Швейцера. Он покорил меня экранизациями Гоголя, Толстого, Пушкина, Чехова… Я до сих пор нахожусь под впечатлением от того состояния, когда впервые увидел его «Золотого телёнка» (1968), в том же запорожском ДК Железнодорожников. К сожалению, после премьеры этого фильма Швейцера очень ругали: «Это не Ильф и Петров!»

Но спустя несколько лет вышел фильм «12 стульев» Леонида Гайдая, и все начали говорить уже наоборот: «Вот, «Золотой телёнок» – это был «Ильф и Петров», а это – жалкая пародия на фильм Швейцера!»

Михаил Швейцер, один из считанных режиссёров, кому удалось перенести на экран прозу Гоголя. Также из успешных в этом плане фильмов могу назвать «Шинель» Алексея Баталова, где главную роль сыграл Ролан Быков. Его работа в этой картине – это уже за гранью актёрского мастерства. Лучше этого только не доснятая, к сожалению, анимация Юрия Норштейна «Шинель».

 

«Властелин колец» (2001-2003) Питер Джексон

К съёмкам этой трилогии Джексон шёл с десятилетнего возраста. Когда он прочитал книгу Толкиена – у него была абсолютная уверенность, что всё описанное в романе – на самом деле происходило в его родной Новой Зеландии.

После этой трилогии я посмотрел шестичасовую документальную ленту, в которой рассказывалось, как снимались эти ленты. Советую её всем киношникам в качестве учебного пособия по созданию фентези фильмов. В частности, там чётко видно, сколько всего необходимо знать, воспроизводя исторический материал.

Это помогло мне, когда я работал над «Иваном Силой». У меня был потрясающий художник-постановщик Игорь Филиппов, который очень точно передал эпоху начала ХХ века. И вместе с тем у меня были бездарные художники по костюмам. Я с ними ругался, доказывая, что у рубашек начала ХХ века не было нагрудного карманчика с левой стороны. Режиссёру необходимо очень и очень дотошно копаться в материале эпохи, которую он воспроизводит на экране.

«Если режиссёр ставит свою фамилию под фильмом, то он отвечает абсолютно за каждую мелочь в нём», – говорил мне американский режиссёр Марк Хаммонд.

Если вернуться к «Властелину колец», то он стал для меня просто отдельной планетой. «Хоббит» таким уже не был – это не более чем хорошая сказка.

 

«Леон» (1994) Люк Бессон

Изначально Люк Бессон хотел снимать «Пятый элемент» с Жаном Рено в главной роли. Но голливудские продюсеры зарубили его кандидатуру, настояв на том, что главного героя должен сыграть только Брюс Уиллис. Но у последнего в тот момент был подписан контракт на работу в каком-то очередном «Крепком орешке», так что вся съёмочная группа во главе с Бессоном вынуждена была простаивать…

Тогда режиссёр решил снять «Леона», чтобы просто не сидеть без дела. Главную роль в этой ленте он поручил уже Жану Рено. Благодаря этому фильму весь мир узнал о таком талантливом актёре. Хотя в «Пятом элементе» Брюс Уиллис тоже потрясающе сыграл свою роль.

Как «Леона», так и «Ангела А» Люк Бессон снял для души. В этих фильмах чувствуется искренность – всё в них сделано по собственной воле, а не по наставлениям продюсеров. Которые, часто слепо преследуя финансовые цели, давлением на режиссёра уничтожают не только хороший замысел, но и саму кинокартину.

ЧИТАТИ ЩЕ

10 кращих міні-серіалів на один вечір

Головна проблема серіалів - якщо це любов з першого погляду, то це надовго. Яке щастя, що не всі вони розраховані на 100500 сезонів, і перегляд багатьох...

ЗСЖ: мотиваційні фільми про здоровий спосіб життя

Періодично ми замислюємося над зміною свого життя на краще. Ми купуємо абонементи в зал, забиваємо холодильник лише здоровою їжею і починаємо ходити з роботи пішки....

Куди піти у Львові: 15 класних місць

Львів – місто по-справжньому дивне, цікавих місць у ньому не перерахувати, і серед них можна відібрати найкращі об'єкти, відвідати які обов'язково рекомендують екскурсоводи зі стажем. Площа...

Найкращі порноактриси 2024 року

Роки мастурбації на ту саму порнозірку стають нудними, навіть якщо вона гаряча штучка. Звичайно, вона може здивувати вас новими сценами, наприклад, першим аналом чи сексом...