Оскар Лучшие экшены
Безумный Макс: Дорога ярости

Привычно видеть в списках номинантов на «Оскар» драматические фильмы, костюмированные мелодрамы, фестивальные хиты. А экшн-фильмы с погонями, перестрелками, военными конфликтами или фантастическими мирами чаще всего довольствуются техническими номинациями на премию Американской киноакадемии. Но если внимательно всмотреться в список фильмов, выдвинутых на «Оскар» за последние 20 лет, то можно увидеть, что ничто человеческое не чуждо и киноакадемикам – драйв, адреналин и энергия в кино они тоже очень ценят. В подборку «Оскар Лучшие экшены» вошли только лучшие образчики этого жанра.

Логан (2017)

Режиссер — Джеймс Мэнголд

Номинации (1): Лучший адаптированный сценарий

Один из ключевых персонажей киновселенной «Людей Икс» — Росомаха, он же Логан, предстал в непривычном образе. Действие фильма разворачивается в недалеком будущем. Уставший от жизни герой заботится о больном профессоре Ксавьере. Однако ему придется вспомнить свое боевое прошлое после встречи с юным мутантом, которого преследуют темные силы. Это первый фильм-экранизация графического романа о супергероях, который смог стать оскаровским номинантом в сценарной категории.

Безумный Макс: Дорога ярости (2015)

Режиссер — Джордж Миллер

Победитель (6): Лучшие костюмы; Лучший звук; Лучший монтаж; Лучший монтаж звука; Лучший грим и прически; Лучшая работа художника-постановщика

Номинации (4): Лучший фильм; Лучший режиссер; Лучшая работа оператора; Лучшие визуальные эффекты

Джордж Миллер, автор трех постапокалиптических фильмов о Безумном Максе, вынашивал идею снять продолжение более двадцати лет. И вот новая реинкарнация похождений культового героя выплеснулась на киноэкраны безумным драйвом, погонями и экшеном. Правда, почти весь фильм у героя, сыгранного Томом Харди, «украла» Шарлиз Терон.

Железная хватка (2010)

Режиссеры — Итан и Джоэл Коэны

Номинации (10): Лучший фильм; Лучшая мужская роль (Джефф Бриджес); Лучшая женская роль второго плана (Хейли Стайнфелд); Лучший режиссер; Лучший адаптированный сценарий; Лучшая работа оператора; Лучшие декорации; Лучшие костюмы; Лучший звук; Лучший монтаж звука

Четырнадцатилетняя Мэтти покидает свой дом, чтобы найти и наказать убийцу отца. Распродав остатки имущества, она нанимает одноглазого федерального маршала Рубена Когберна. Позже к ним присоединяется   техасский рейнджер ЛаБиф. Извечный спор — римейк (в 69-м году вышел фильм, принесший Джону Уэйну «Оскар») или новая экранизация (роман Чарльза Портиса) — не минул стороной фильм братьев Коэн, которые и в том и другом случае создали новое прочтение классического вестерна.

Аватар (2009)

Режиссер — Джеймс Кэмерон

Победитель (3): Лучшая работа оператора; Лучшие декорации; Лучшие визуальные эффекты

Номинации (6): Лучший фильм; Лучший режиссер; Лучший звук; Лучший монтаж; Лучший монтаж звука; Лучшая музыка к фильму

Скептики сломали копья, уличая фильм Кэмерона о противостоянии людей и жителей планеты Пандора в мелком плагиате и ходульности сюжетных перипетий. Несмотря на это фильм до сих пор держит планку самого кассового в истории. И не зря: уникальный волшебный мир Пандоры и населяющих ее существ, сложные постановочные сцены с использованием передовых кинотехнологий и легко цепляющий сюжет – вот простая формула успеха, которой постановщик всегда пользовался и создавал прекрасные фильмы.

Повелитель бури (2008)

Режиссер — Кэтрин Бигелоу

Победитель (6): Лучший фильм; Лучший режиссер; Лучший сценарий; Лучший звук; Лучший монтаж; Лучший монтаж звука

Номинации (3): Лучшая мужская роль (Джереми Реннер); Лучшая работа оператора; Лучшая музыка к фильму

В тот же год, когда, казалось бы, «Аватар» завладел умами (и деньгами) кинозрителей всего мира, Кэтрин Бигелоу (бывшая супруга Кэмерона) вышла в дамки с крепкой военной драмой о буднях американских саперов в Ираке. Пронзительная история, сфокусированная на психологии военных, одержимых войной. Кроме того картина наполнена зашкаливающими по напряжению сценами с разминированием бомб. Эта лента одержала победу на «Оскаре» в главных номинациях. Кроме того многие зрители назвали противостояние Бигелоу и Кэмерона выходом Давида и Голиафа. Без этой драмы список «Оскар Лучшие экшены» был бы не полным.

Оправданная жестокость (2005)

Режиссер — Дэвид Кроненберг

Номинации (2): Лучшая мужская роль второго плана (Уильям Хёрт); Лучший адаптированный сценарий

Криминальная драма Дэвида Кроненберга по мотивам одноимённого комикса Джона Вагнера. Это история простого американского семьянина Тома Столла, который случайно становится героем местного масштаба. Огласка этого факта приводит за собой и темное прошлое, от которого герой хочет защитить себя и свою семью. Для этого ему приходится взять в руки оружие. Из-за нелепых прокатных правил, связанных с присвоением рейтинга, для американского кинопроката пришлось заглушать некоторые эпизоды и делать их менее кровавыми. В частности, цензоров беспокоил отчетливый хруст сломанных носов и чрезмерное обилие крови в сценах с перестрелками. Хотя, странно ожидать чего-то иного от Кроненберга.

Трилогия: Властелин колец (2001-2003)

Режиссер — Питер Джексон

Братство кольца / The Fellowship of the Ring:

Победитель (4): Лучшая работа оператора; Лучшие визуальные эффекты; Лучший грим; Лучшая музыка к фильму

Номинации (9): Лучший фильм; Лучшая мужская роль второго плана (Иэн МакКеллен); Лучший режиссер; Лучший адаптированный сценарий; Лучшие декорации; Лучшие костюмы; Лучший звук; Лучший монтаж; Лучшая песня 

Две крепости / The Two Towers:

Победитель (2): Лучший монтаж звука; Лучшие визуальные эффекты

Номинации (4): Лучший фильм; Лучшие декорации; Лучший звук; Лучший монтаж

Возвращение Короля / The Return of the King:

Победитель (11): Лучший фильм; Лучший режиссер; Лучший адаптированный сценарий; Лучшие декорации; Лучшие костюмы; Лучший звук; Лучший монтаж; Лучшие визуальные эффекты; Лучший грим; Лучшая песня; Лучшая оригинальная музыка

В свое время продюсеры, к которым обращался новозеландец Питер Джексон с идеей перенести мир Средиземья на большой экран, крутили пальцем у виска. Тогда они заявляли, что проект не окупится. Тем более, не были окончательно выяснены вопросы принадлежности прав на книжную трилогию Толкина. Но настойчивость Джексона и развитие компьютерных технологий убедили продюсеров выделить средства. В результате мы получили эталонный фэнтези-триптих, с детально выстроенным миром и полюбившимися героями.

Черный ястреб (2001)

Режиссер — Ридли Скотт

Победитель (2): Лучший звук; Лучший монтаж

Номинации (2): Лучший режиссер; Лучшая работа оператора

Сомали, 1993 год. Американская оперативно-тактическая группа участвует в операции по устранению незаконных военизированных формирований. Результатом ожесточенного боя становится потеря 19 американских солдат. Кроме того из битвы не вернулся целый ряд вертолетов «черные ястребы» и более тысячи повстанцев. Классический военный экшен, основанный на реальных событиях. В нём Ридли Скотт прорисовывал как панорамную экскурсию в ад войны, так и нашёл место гуманизму. Фильммейкеру удалось раскрыть каждого из солдат не только в качестве винтиков военной машины, но и как личностей.

Крадущийся тигр, затаившийся дракон (2000)

Режиссер — Энг Ли

Победитель (4): Лучшая работа оператора; Лучшие декорации; Лучшая музыка к фильму; Лучший фильм на иностранном языке 

Номинации (6): Лучший фильм; Лучший режиссер; Лучший адаптированный сценарий; Лучшие костюмы; Лучший монтаж; Лучшая песня 

История любви и ненависти, предательства и верности, доблести и трусости.  Энг Ли за свою карьеру смог снять и экранизацию классического британского романа Джейн Остин, и вестерн о любви двух ковбоев, показать красоту океана и тягу к выживанию мальчика и тигра, и выстроить драму маленького городка во время ледяного шторма. Но именно «тигр-дракон» выделяется в столь титулованной фильмографии. Кинематографическая каллиграфия этой картины мало кого оставит равнодушным. С его легкой руки приключенческий жанр китайского фэнтези — уся вошел в мировые тренды. Это абсолютно обязательный фильм в подборке «Оскар Лучшие экшены».

Спасти рядового Райана (1998)

Режиссер — Стивен Спилберг

Победитель (5): Лучший режиссер; Лучшая работа оператора; Лучший звук; Лучший монтаж; Лучший монтаж звука

Номинации (6): Лучший фильм; Лучшая мужская роль (Том Хэнкс); Лучший сценарий; Лучшие декорации; Лучший грим; Лучшая музыка к драматическому фильму

Можно ли пожертвовать небольшим отрядом ради жизни одного-единственного бойца, чтобы вернуть его целым и невредимым домой? Вопрос, поставленный сценаристом Робертом Родэтом и воплощенный режиссером Стивеном Спилбергом, в качестве основного рефрена проходит красной нитью через весь фильм. Зритель сам даст на него ответ. Но перед этим пройдет вместе с героями через кровавую мясорубку знаменитой высадки союзников в Нормандии и разрушенную войной деревенскую Францию.