Дмитрий Томашпольский

Самый оптимистичный режиссёр современного украинского кинематографа Дмитрий Томашпольский назвал 15 фильмов, которые стали знаковыми в его жизни и творчестве. Наверное, не существует другого списка фильмов, в котором бы так неоспоримо были связаны между собой «Семейка Аддамсов» и «Сталкер» Тарковского или кровавый Тарантино с милой советской классикой. Возможно, такое сочетание в какой-то мере объясняет фраза Чарли Чаплина «жизнь — это трагедия, когда видишь её крупным планом, и комедия, когда смотришь на неё издали».

 

«Паровоз Генерал» (1926) Бастер Китон

Это кино очень близко моему пониманию юмора. То, как совершенно неулыбающийся комик вызывает смех – это очень интересно.

 

«Огни большого города» (1931) Чарли Чаплин

Это вообще учебник кинорежиссуры, а также того, как создавать характер. Да и вообще «Огни большого города» — прекрасный пример доброго и чистого кино. Ну, и конечно, же это очень смешно.

 

«Твин-Пикс» (1990-91) Дэвид Линч

Под влиянием от этого сериала я находился и нахожусь всю жизнь. Даже снял в подражание собственный сериал «Тайна Лебединого озера» (2002).

 

«Берегись автомобиля» (1966) Эльдар Рязанов

Картина выделяется невероятным умением попасть в интонацию, когда одновременно смешно, больно и грустно. Это единство противоположенных эмоций просто удивляет. В эпизоде, когда Деточкина в фильме увозят – я всегда плакал.

 

«Три тополя на Плющихе» (1968) Татьяна Лиознова

Удивительное по своей интонации кино. Татьяна Доронина и Олег Ефремов создали в этом фильме поразительные образы. Если бы мне пришлось улететь на другую планету, и при этом я бы имел право с собой взять только один фильм, то я бы взял фрагмент именно из этой ленты, в котором она поёт ему песню «Нежность». Эта сцена – просто недостижимый уровень. Такого никто никогда не сделал и не сделает.

 

«Белый Бим, чёрное ухо» (1976) Станислав Ростоцкий

После просмотра этой картины я понял, что готов просто убить всех, кто издевается над собаками так, как мучили Бима. Этот фильм, безусловно, необходимо постоянно показывать.
https://www.youtube.com/watch?v=6YFp7B9aBqE

 

«Семейка Аддамс» (1991) Барри Зонненфельд

Это очаровательная правда жизни. В этом фильме всё сказано. Добро с добрым лицом – это всегда скучно, а здесь показываются положительные персонажи в негативном образе. И преподносится это очень остроумно. А Кристика Ричи, которая сыграла здесь эту девочку с косичками, – просто невероятна.
https://www.youtube.com/watch?v=RxT4Cx1Rr30

 

«Иствикские ведьмы» (1987) Джордж Миллер

В этой комедии поражает умение рассказать простым внятным языком о таких сложных вещах, как отношения мужчины и женщины. Ну, а актёрские работы Джека Николсона, Мишель Пфайффер, Шер и Сьюзен Сарандон – просто поразительны.

 

«Танцующая в темноте» (2000) Ларс фон Триер

Смотреть это нужно только в кинотеатре. Меня во время «Танцующей в темноте» просто трясло и я рыдал. И я не преувеличиваю. В ней сочетается спонтанная реалистическая съёмка в канонах «Догмы» с высококлассными постановочными сценами танцев и музыки. И сочетание это – просто поразительное. Ничего подобного раньше не было.
https://www.youtube.com/watch?v=Pj4LhTHpahs

 

«Убить Билла 2» (2004) Квентин Тарантино

Первая часть «Убить Билла» держится исключительно на трюках. Мне даже кажется, что первый фильм был сделан лишь для того, чтобы люди посмотрели второй. И когда зритель шёл на сиквел, то он и не подозревал, что его ждёт сложнейшее кино. И главный месседж о том, как женщина мстит мужчинам за то, как они неправильно себя ведут по отношению к слабому полу… Тарантино – очень важный художник в истории кинематографа. Он интересен одновременно и высоколобым интеллектуалам, и широкому зрителю. Я его боготворю уже хотя бы за то, как он сумел объединить артхаус с мейнстримом.

 

Все фильмы Бертрана Блие

Так же как в литературе у меня есть учитель – Николай Гоголь, в кинематографе для меня таким ориентиром является Бертран Блие. Я не могу выделить в его фильмографии какую-то одну работу, потому что это всё один фильм. Он также очень гармонично сочетает авторский и популярный стиль. Его ленты собирали большие кассы и вместе с тем получали призы престижных фестивалей, что практически всегда является взаимоисключающим.

Он сделал практически невозможное – поднял в комедийном жанре темы болезни и смерти. Это, ведь, табуированные вещи, над которыми смеяться нельзя. В фильме, над которым я сейчас работаю, будет явное влияние Блие.
https://www.youtube.com/watch?v=7dEM1VWYlWs

 

«Репетиция оркестра» (1978) Федерико Феллини

Это блестящий пример того, как виртуозно можно рассказать притчу, не вызывая при этом тошноты.

 

«Сталкер» (1979) Андрей Тарковский

Вместе с «Андреем Рублёвым» это мой любимый фильм Тарковского. Его бы я тоже взял с собой на другую планету и там бы пересматривал. Потому что этот фильм, кроме всего прочего, – очень смешной. Именно в «Сталкере» есть одна из самых остроумных сцен мирового кинематографа – когда главные герои ходят и бросают гайки. Это одновременно очень мудро и смешно.

 

«Леон» (1994) Люк Бессон

С моей точки зрения, это совершенный фильм. Всё.

 

«Фантомас» (1964) Андре Юнебель

Из-за этой ленты я и решил заниматься кино. В детстве я считал, что это фильм ужасов, а не комедия. И был очень удивлён, когда вырос.